Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Кто не читал Хайнлайна, тот не читал фантастики

Извиняюсь, что мало фоток - все какие-то стремные попадаются
ХАЙНЛАЙН, РОБЕРТ ЭНСОН (Robert A.Heinlein), (1907–1988) – знаменитый американский писатель-фантаст, из-под чьего пера вышло пятьдесят четыре, не считая различных версий и редакций, произведений – романов, повестей, рассказов.
Наравне с А.Кларком и А.Азимовым, он поднял планку жанра научной фантастики на ту высоту, где прежде чисто развлекательному чтиву надлежало уступить место серьезной беллетристике. В считанные годы он успел совершить переворот в отрасли литературы, заручиться поддержкой и восхищением именитых коллег и получить признание у читателя. За свою долгую жизнь он написал больше, чем иные плодовитые эпигоны последней четверти 20 в., создавая в день около четырех страниц. Начиная с первых журнальных публикаций, Хайнлайн поставил создание своих произведений на поток, но это не имеет ничего общего с правилами и пороками издательского бизнеса – писателю посчастливилось найти оптимальный для себя алгоритм взаимодействия с окружающим миром.
За каждым произведением фантаста стоит зрелая идея. Даже досконально изучив всю его внушительную библиографию, вряд ли можно назвать хоть одно его сочинение проходным. А скоростью и упорством, с которыми Хайнлайн писал, он обязан не только своему складу характера и мышления, но и воспитанию.
Родился 7 июля 1907 в городе Батлер, округ Бэйтс, штат Миссури. Семья вскоре переехала Канзас-Сити, где в 1924 окончил среднюю школу, а потом год проучился в местном университете. Следуя примеру одного из своих старших братьев, решил поступить в Военно-Морскую Академию в Аннаполисе, для чего приложил невероятные усилия. Чтобы получить допуск до вступительных экзаменов в это престижное, если не сказать – элитарное, учебное заведение, требовалась рекомендация либо сенатора или конгрессмена – они имели право давать лишь по одной в год, – либо самого президента. Известно, что Хайнлайн отправил сенатору Джеймсу Риду пятьдесят писем с просьбами о содействии, примерно столько же, сколько прислали тому все остальные соискатели вместе взятые. Феноменальная настойчивость не осталась незамеченной, и будущий писатель, заручившись желанной рекомендацией, с блеском прошел все испытания и был зачислен в Академию. Закончил ее в 1929.
Роберт Хайнлайн в военно-морской академии США, 1929
Пройдя практику на авианосце «Лексингтон», провел в плаваниях на других кораблях еще несколько лет, пока в 1934 его не подкосил туберкулез, навсегда перечеркнувший так толком и не начавшуюся карьеру военного. Хайнлайна вылечили, но отставки было не избежать. Тогда и проявились в полной мере его волевые качества. Он поступает в университет Калифорнии, изучает там точные науки, в частности математику, к которым с детства питал склонность, однако возможности закончить курс нет – нужно искать средства к существованию. Хайнлайну приходилось работать на шахте, журналистом в корпоративном издании, маклером… Перепробовав еще несколько специальностей, он подумал было заняться политикой, но на первых же выборах в Законодательное собрание штата его кандидатура не прошла.
Узнав о конкурсе на лучший рассказ, который объявил журнал «ThrillingWonderStories» в конце 1938, Хайнлайн решил прийти в среду научной фантастики «с улицы» и доказать свои способности делом, вернее – словом. С раннего детства он получал великое удовольствие от чтения, так почему бы не попробовать придумать интересный сюжет самому и не получить неплохой гонорар впридачу – пенсии отставника едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами. Так он отправил написанный за шесть (по иным свидетельствам – четыре) дней рассказ Линия жизни (1939) в «AstoundingScienceFiction», редактором которого был Джон У.Кемпбелл-младший, один из столпов американской фантастики. Несколько месяцев спустя произведение было опубликовано, и Хайнлайн получил за него семьдесят долларов, свои первые деньги, добытые писательским трудом. Ему предложили сотрудничать с журналом и дальше.
Уже судя по раннему творчеству было понятно: после дебюта Хайнлайна сам жанр science-fiction не смог бы оставаться прежним. Неудачник (1939), Реквием (1940), Взрыв всегда возможен (1940), Дороги должны катиться (1940), напечатанные вслед за первым опытом, демонстрировали отличную научную подкованность автора, умение виртуозно моделировать сюжет и были лишены той однобокости, что отличала многих фантастов 20-х и 30-х. Он доводил свои идеи до совершенства и добивался внутренней логичности повествования, совсем не мишурной достоверности, которая и подкупала читателей.
«Коньком» Хайнлайна стала социология и впоследствии – коммуникативная психология. Если К.Саймак, не менее популярный и талантливый его коллега, предпочел углубиться в эвристику и психологию личности (Принцип оборотня), то Хайнлайна занимал сам «человеческий фактор», «болезни» общества и их значение для цивилизации, порой решающее. Недаром роль писателя сравнивают с той, что сыграл Хемингуэй для всей художественной литературы.
Цикл История Будущего, который автор разрабатывал на протяжение 40-х–50-х и к которому возвращался позднее, включает в себя некоторые ранние рассказы и романы, таких, как, например, Если это будет продолжаться… (1940), Дети Мафусаила (1941) (библейские аллюзии у писателя – тема для отдельного капитального труда), Пасынки Вселенной (1963), книга, которую спустя много лет сравнивали с Повелителем мух У.Голдинга. Хайнлайн со свойственным ему комплексным подходом составил и повесил на стену своего кабинета структурно-хронологическую схему развития этого направления своего творчества, хотя впоследствии успел воплотить далеко не все замыслы, с ним связанные.
Зрелое творчество Хайнлайна принято делить на две части. Первая включает в себя романы Кукловоды (1951), Двойная звезда (1956), Дверь в Лето (1957) и еще ряд произведений. Вторая – романы, ориентированные на подростков и юношество (хотя их с удовольствием на разных языках читали и читают и взрослые): Ракетный корабль Галилей (1947), Космический кадет (1948), Красная планета (1949) и др. В них писатель вложил очень много не только от собственного прошлого опыта, но и от понимания глобальных проблем всей цивилицации, включая интелллектуальные и философские дилеммы. Так что подобная классификация скорее формальна.
Под какое определение – взрослый, юношеский, приключенческий, социальный, культурологический – подпадает, например, роман Гражданин Галактики (1957)? По типологии характеров, образному строю и логике сюжета, преимущественно – в первой трети романа, он, как ни странно, подлежит сравнению с отдельными образчиками сентиментальной литературы (например, Г.Мало, Без семьи) и приключенческого романа (Ж.Верн). Образ благородного и мудрого учителя, который бережно пишет на tabularasa души ребенка, пытается воспитать из него великодушного и смелого человека в обществе, не располагающем к наличию у человека подобных черт характера и ценностей, – проходит через все зрелое и позднее творчество Хайнлайна. В Гражданине Галактики это бродяга Баслим, который так и не открывает воспитаннику тайну своей истинной жизни и миссии (он напоминает хозяина бродячей труппы Виталиса, бывшего великого певца, из романа Без семьи), а в Чужаке в чужой стране (1961) – сибарит и мудрец, писатель и бывший делец Джубал Харшоу. Эти сходства – не признаки художественного метода, но связующее звено между гуманистической литературой прошлых веков и современной – с современными же проблемами.
Интересно то, чем заменяются основные конфликты предшествующих литературных традиций у Хайнлайна. Во-первых, он твердо стоит на позициях позитивизма и веры в осознанный долг и предназначение человека, в непреходящее значение его воли в кульминационные периоды. Так, Торби из Гражданина Галактики, обретя богатство и семью, с которой был разлучен, идет против всех порядков своего родного общества, желая выяснить истину о гибели своих родителей, и бороться дальше с ненавистным ему рабовладением. Прочный духовный стержень – вот что отличает главных героев Хайнлайна (не случайно исследователи говорят о влиянии концепций Ортеги-и-Гассета на его миропонимание).
Во-вторых, основной конфликт в большинстве сочинений Хайнлайна проходит не между разумом (или долгом) и чувством (это противоречие лишь вытекает здесь из главного), не между личностью и миром или природой, а между наборами аксиом различных культур, между цивилизационной и генетической принадлежностью человека и его нравственным выбором. В отличие от многих современников, Хайнлайн, не боясь плюрализма во всех его формах, научился пользоватьбритвой Оккама и не плодил сущности без надобности.
Чужак в чужой стране (1961) – одна из самых известных и – сложных для «понимания во всей полноте» книг фантаста. В ней повествование проистекает главным образом в двух регистрах – внешнее действие и развитие (почти что по схеме тезис-антитезис-синтез) религиозно-философских тем. Роман в 60-е 20в. стал культовым в среде революционно настроенной студенческой молодежи, которая готова была считать Хайнлайна своим пророком. Вряд ли какой иной писатель до него пытался раскрыть с помощью фантастики столько каверзных вопросов. Их слишком много, и с каждой страницей становится все больше: культурный герой или трикстер (трикстер – комический и, как правило, демонический двойник героя, которому трикстер часто подражает, дублируя его поступки на свой лад); вера или юродство; что вообще называть религией; нравственность и мораль универсальны или заданы культурой; так ли прекрасны те чувства, обычаи и догмы, что установлены человечеством, и есть ли им достойная альтернатива; передается ли по наследству бремя рода людского; определяет язык мышление или нет, возможен ли межкультурный диалог на разных наречиях или вообще вне второй сигнальной системы; что делает личность личностью; сводится ли любая посылка разума к себе самой, а все невероятное разнообразие вселенной – к единому знаменателю, концептуальному и математическому. Вычленяется из контекста романа и еще один, скрытый, вопрос: а есть ли разум вообще благо?
Великолепный язык с виртуозным моделированием идиоматики и семантики человеческой и отличных от нее культур будущего, непринужденным использованием разговорной речи, научной (и не только технической, но и гуманитарной) лексики, – неизменная ирония, явные и скрытые цитаты, – все это делает произведения Хайнлайна приятными и увлекательными для чтения.При этом они многослойны и рассчитаны на различные виды восприятия и категории читателей.
Повести и романы Хайнлайна производили фурор, вызывали порою самую разную реакцию – от восторженного восхваления до обвинений в милитаризме (за ставший бестселлером Звездный десант, 1959). Четыре раза он получал премию «Хьюго» и стал первым, кому была вручена премия «Небьюла» за фантастику как дело жизни, и никогда не переставал писать (за вычетом периода с 1942 по 1947). Так он создавал историю будущего до последних дней.
Умер Хайнлайн во сне 8 мая 1988 от болезни сердца.
Автор текста: Михаил Боде

библиография
1939
Рассказы:
Life-Line [1949 — вариант с откорректированными датами] (Нить жизни, Линия жизни);
Misfit (Неудачник);
1940
Рассказы:
Heil [опубликована под псевдонимом Lyle Monroe; 1980 — под названием Successful Operation] (Успешная операция);
Requiem (Реквием);
If This Goes On… (Если это будет продолжаться…);
Let There be Light! (Да будет свет!);
The Road Must Roll (Дороги должны катиться);
Coventry (Один в поле, Ковентри);
Blowups Happen (Взрыв всегда возможен);
The Devil Makes the Law [позже выходил под названием Magic, Inc] (Монополия нечистой силы, Магия Инкорпорейтед, Корпорация Магия, Магия, Inc, Магия, инк.);
1941
Романы:
Orphans of the sky [изначально были созданы повести Universe (Вселенная) и Common Sense (Здравый смысл). Затем обе повести были переработаны в роман; в 1951 — измененный вариант; в 1963 — переработаный вариант] (Пасынки Вселенной);
Six Collumn [1949 — переработанный вариант; в 1951 под названием The Day After Tomorrow] (Шестая колонна);
Methuselah’s Children  (Исход, Дети Мафусаила);
Рассказы:
And He Build a Crooked House (И построил он себе скрюченный домишко…);
Logic of Empire (Логика империй);
Beyond Doubt (Вне всяких сомнений);
By His Bootstraps (По собственным следам, По замкнутому кругу, По пятам);
They (Они);
Lost Legion [1953-под названием Lost Legacy] (Утраченное наследие);
Solution Unsatisfactory (Никудышное решение);
We Also Walk Dogs (А ещё мы выгуливаем собак);
Elsewhere (Однажды);
1942
Романы:
Beyond This Horizon (Там за гранью);.
Waldo (Уолдо);
Рассказы:
Goldfish Bowl (Аквариум с золотыми рыбками);
The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag (Неприятная профессия Джонатана Хоуга,
1947
Роман: Rocket Ship Galileo (Ракетный корабль Галилео),
Рассказы:
The Green Hills of Earth (Зеленые холмы Земли);
Space Jockey (Космический извозчик);
Columb Was a Dope (Колумбу не сиделось дома, Колумб был остолопом);
It’s Great to Be Back! (Как это здорово вернуться!);
Jerry Was a Man (Джерри — человек);
Water Is for Washing (Вода предназначается для купания);
They Do It With Mirrors (Что вытворяют с зеркалами);
1948
Роман: Space Cadet (Космический патруль);
Рассказы:
The Black Pits of Luna (Черные ямы Луны);
Gentlemen, Be Seated! (Присаживайтесь, джентельмены!);
Ordeal in Space  (Испытание космосом);
1949
Роман: Red Planet (Красная планета);
Рассказы:
Our Fair City (Наш прекрасный город);
Nothing Ever Happens on the Moon (На Луне ничего не случается);
On the Slopes of Vesuvius (На склонах Везувия);
Gulf [1953- также под названием Assignment in Eternity] (Скачок в вечность, Бездна);
Delilah and the Space-Rigger (Далила и космический монтажник);
Rebellion on the Moon [1951 — (Долгая вахта);
1950
Романы:
Farmer in the Sky (Небесный фермер);
Waldo:Genius in Orbit (Уолдо);
Рассказы:
Cliff and the Calories (Клифф и калории);
The Man Who Sold the Moon (Человек, который продал Луну);  
1951
Роман: The Puppet Master  (Повелители марионеток);
1952
Роман: The Rolling Stones (Беспокойные Стоуны);
Рассказы:
Where Go? (Куда идем);
The Year of the Jackpot (Год резонанса);
1953
Роман: Starman Jones (Астронавт Джонс);
Рассказы:
Sky Lift (Лифт в небеса);
Project Nightmare (Операция Кошмар);
1954
Роман: The Star Beast (Звездный зверь);
1955
Роман: Tunnel in the Sky (Тоннель в небе);
1956
Романы:
Double Star (Двойная звезда);
Time of the Stars (Время звезд);
1957
Романы:
The Door into Summer (Дверь в Лето);
Citizen of the Galaxy (Гражданин Галактики);
Рассказы:
The Menace of Earth (Угроза с Земли);
The Elephant Circuit [The Man Who Traveled in Elephant] (Странник в поисках слонов);
1958
Роман: Have Space Suit — Will Travel! (Будет скафандр — будут и путешествия);
1959
Роман: Starship Troopers (Звёздные рейнджеры);
Рассказ: All you are Zombies (Все вы зомби);
1960
Рассказы:
A Bathroom of Her Own (Ее собственная ванная);
Pravda Means Truth (Правда значит Правда);
1961
Роман: Stranger in a Strange (Чужой в стране чужих);
1962
Роман: Podkayne of Mars (Марсианка Подкейн);
Рассказ: Searchlight (На ощупь, Прожектор);
1963
Роман: Glory Road (Дорога славы);
1964
Роман: Farnharm’s Freehold (Свободное владение Фарнхэма);
1965
Роман: The Moon Is a Harsh Mistress (Луна жестко стелет);
1966
Рассказ: Free men (Свободные люди);
1970
Роман: I Will Fear No Evil (Не убоюсь зла);
1973
Романы:
Time Enough for Live: The Life of Lazarus Long (Достаточно времени для любви, или жизни Лазаруса Лонга);
The Number of the Beast (Число Зверя);
Рассказ:
No Bands Playing, No Flags Flying (Оркестр молчал, и флаги не взлетали);
1982
Роман: Friday (Меня зовут Фрайди);
1984
Роман: Job: A Comedy of Justice (Иов, или осмеяние справедливости);
1985
Роман: The Cat Who Walks Through Walls: A Comedy of Manners (Кот, проходящий сквозь стены);
1987
Роман: To Sail Beyond the Sunset: The Life and Loves of Maureen Johnson (Уплыть за закат)

Использованы материалы с сайтов:
 http://www.rudata.ru и проч.


Источник: внешка

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Спасибо. В следующий раз ждём от вас рассказ о Роберте Шекли.
(желательно с подходящими картинками:)
Всё же его умнейшие коротенькие, в несколько страниц вещи, нравятся мне значительно больше.
Так что не будте столь категоричны в своих оценках;)

Ответить

Narn

Игорь, конечно-же я в названии слегка утрировала, но просто очень люблю Хайнлайна. Особенно, когда загрузка со всех сторон, а ты берешь книжечку, и на диванчик - и в отрыв.

Ответить

Stiffler

Спасибо вам большое за пост, очень интересно было прочитать про моего любимого автора! =) Я являюсь счастливым обладателем всего собрания сочинений Хайнлайна, и кроме того даже все их прочитал!

Ответить


День

"Звездные рейнджеры" читается и перечитывается на одном дыхании, и никакого милитаризма там не вижу..А вот "Чужак в стране чужих" довольно спорный но безусловно интересный роман.

Ответить

Сравнивать Шекли и Ханлайнв, все-равно, что Пушкина с Толстым сравнить. Ну кто из них лучше? Да разные они абсолютно! А Ханлайн, на мой взгляд, второй человек (после Жюля Верна), кто что-то реально сделал (прорыв?) в научной фантастике.

Ответить

Konus

Я, к сожалению, прочитал только три романа Хайнлайна (Звездный зверь, Туннель в небе и Гражданин галактики), но они произвели на меня сильное впечатление. Действительно хороший писатель!

Ответить

Хороший писатель, жаль, что он русских не любил.

Ответить

Писла очень неплохо. Но некоторые произведения "тяжеловатые", но простые.
Жаль не успель в "мутные 90е" полное собрание сочинений собрать.. только 4 тома из 12... ну еще по мелочи.
Но Шекли "прикалывает" больше, особенно рассказики.

Ответить

Пятниццa

А мне нравятся и Хайнлайн, и Шекли)
и ранний Головачев космического периода..
и вообще не хотела бы ставить приоритеты между действительно хорошими фантастами... особенное если посмотреть на массу "новинок"(((

Ответить

Сатч

А в чем смысл у большинства произведений этих фантастов?

Ответить

У Шекли Смысл имеет место...

Ответить

Сатч

Ну я про большинство спрашиваю, т.е. основные мотивы и пр. большинства работ, а не у отдельных писателей.

Ответить

Hehemon

Правильный перевод "The Moon Is a Harsh Mistress" = "Луна - суровая хозяйка". Читал еще "Чужой в стране чужих". Суперкниги, для меня он уступает лишь братьям Стругацким :)

Ответить

Мой большой респект этому автору. Очень его люблю..

Ответить

arshetka

а я не читаль..
и вообще фантастику мне вредно читать.. я грибы ем
но дядечка интересный.. трудился много..
я тоже буду много работать и хорошо себя вести...
и тогда ко мне придет Дед Мороз...

Ответить

мышь-убийца

обожаю, обожаю его... правда у меня дырявая память на сюжеты произведений, но все что дома у папы было - прочитала))))) а самое любимое у меня "Имею скафандр - готов путешествовать":))) Детское, но до того нравится:))))

Ответить

ychenik

Наравне с Гражданином Галактики - одна из любимых книг:)))))

Ответить

vestran

В 80-е, 90-е любил читать "уральский следопыт", "Юный Техник", иногда "Изобретатель и Рационализатор". А ещё самиздат и мелкии брошюрки в мягких обложках. Это было "золотое время". Небыло ни гарисоновских крыс, ни "родных" головачёвых. А теперь... "макулатуры" больше, чем при советах! Уважаю Хайнлайна, Шекли и ещё Саймака (извините, не читал Бредбери, Азимова и Лема), а из наших - Стругацкие...

Ответить

Пятниццa

раннего головачева макулатурой я все-таки не назвала бы.

Ответить

мышь-убийца

оооо.... Бредбери)))))ммммм.....
еще Каттнера уважамс)))

Ответить

Кысь

Огромное спасибо за пост!Обожаю Хайнлайна!Несколько дней назад перечитала "Чужак в чужом краю", прям как в первый раз!не устаю восхищаться!А "Дверь в лето"!Это же просто великолепно!Офигенно умный был человек.В 60-е появилось много различных топов, в том числе лучшие сто фантастических романов, так вот почти всю первую десятку занимал именно Хайнлайн!

Ответить

Pantarei

Да, его Кукловоды - это супер!!! А как их экранизировали в голливуде - ваще никуда не годится! :(
Звёздный десант - весчь!!!
И тем не менее моим любимым автором был и есть - Гарри Гаррисон с его Стальной крысой! Шедевр!!!

Ответить

Недавно перечитал всю серию из 12 книг, загнав в телефон. Вешч!

Ответить

"Дети Мафусаила".Вещь.

Ответить

Def[DSGhost]

The Moon Is a Harsh Mistress - обожаю! Одна из любимых книг!

Ответить

Garnet

любимый фантаст, очень нравится его сдержанная, ироничная и какая-то "технарская" манера повествования...:)
спасибо за пост!

Ответить

elochka

спасибо за пост, есть повод перечитать любимые страницы... и вообще, на мой взгляд, пора заводить на Городе рубрику "книголюбы")))

Ответить

Минск

Прекрасный автор.Недавно перечитал гражданин галактики-вешь.Автору-респект.

Ответить

Подарили мне в далеком детстве книгу "Кукловоды"...
Одна из любимейших до сих пор, правда до дыр зачитана до дыр... Стоящая вещь...
Рядом с Бредбери.
На одной полке.

Ответить

Stiffler

Полностью согласен, что нужно вводить рубрику для любителей книг, и сделать там подрубрику "Любители научной фантастики"! =) Люблю ее читать, захватывает и увлекает!

Ответить

Привет!Просто замечательно и очень познавательно.

Ответить

 
image code